В России заработал уникальный сервис для пациентов, нуждающихся в специальном питании – nutrimedica.ru. Очень часто такое лечебное питание (нутритивная поддержка) жизненно необходимо онкологическим больным.
Опыт надо распространить на всю Россию
Этот сервис новый для России, говорит Александр Румянцев, Президент НМИЦ имени Дмитрия Рогачева и главный детский онколог-гематолог Минздрава РФ. Но в экспериментальных моделях он уже существует, и в стране есть несколько медицинских учреждений и регионов, которые оказывают нутритивную поддержку онкологическим пациентам.
«В последние годы в онкологии происходит настоящая революция, связанная с тем, что терапия совершенствуется – ежегодно регистрируются 12-14 лекарств для больных со злокачественными новообразованиями, – продолжает Румянцев. – У многих из них рак стал хроническим заболеванием, и при использовании лекарственной терапии эти пациенты живут долго. При самом частом онкологическом заболевании у детей – хроническом и остром лимфобластном лейкозе – выживаемость в этом году достигла 93%. Но в момент, когда ребенок выписывается из стационара, он нуждаются в целом ряде специальных услуг, в том числе и в лечебном питании. 4 года назад в Подмосковье был открыт центр реабилитации детей, выздоровевших от рака. Здесь 3 тысячи детей и членов их семей проходят ежегодную реабилитацию. Но одного такого учреждения недостаточно для большой страны. Поэтому мы организовали специальные школы в 7 медицинских центрах, в которых обучаем родителей, в том числе и тому, как кормить маленького онкологического пациента на дому. Государство финансирует это начинание на ближайшие 6 лет. Но подобный опыт надо распространить на всю Россию.
Во многих странах существуют различные проекты (они зависят от систем здравоохранения, использующихся там), призванные организовать на уровне больницы или дневного стационара или помощи на дому специальную поддержку онкологическим больным – лечебное питание. Не секрет, что оно может быть не только обычным, но и энтеральным (через зонд в желудке или кишечнике), и парентеральным (питательные вещества вводятся внутривенно в обход желудочно-кишечного тракта). И такие проекты обеспечивают нормальные условия для существования пациентов в разных странах.
В России эта система налажена только для 30 тысяч детей, больных онкологией. Но в нашей стране ежегодно заболевают раком 4,5 тысячи детей. А для взрослых – только в прошлом году зарегистрировано 620 тысяч новых пациентов, – система обеспечения лечебным питанием не организована вовсе. Напомню, на учете в онкодиспансерах страны числится примерно 3 миллиона взрослых пациентов на разных этапах лечения».
Лечебное питание спасает 20 процентов больных
Говорит Дмитрий Литвинов, главный врач Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева: «Когда мы говорим о наших больных, то, к сожалению, иногда сталкиваемся с негуманными настроениями в обществе. Дескать, зачем заниматься питанием подобных пациентов, и онкологических в том числе, если они все равно умрут, это нецелесообразные вложения средств, неважно каких – государственных, личных, благотворительных фондов…. Таким моим собеседникам я обычно привожу в пример историю неизлечимого больного, которому давали 2 года жизни. Стивен Хокинг прожил полвека, но дай бог любому здоровому нормальному человеку добиться того, что смог сделать этот обреченный больной. Все, чего он смог достичь, случилось потому, что его лечением, поддержанием его жизни занимались. Он был лишен возможности есть нормально и получал лечебное питание…
Нутритивный статус серьезно нарушается при онкологических заболеваниях у половины пациентов (причем еще до прихода в медицинские учреждения, где им поставят диагноз), а в процессе терапии – почти у 100% онкологических пациентов. Если не заниматься питанием таких больных, то возникают большие проблемы, которые, как сейчас уже доказали ученые, проявляются высоким уровнем летальности и осложнений, увеличением длительности лечения, необходимостью непростой терапии и дополнительного ухода – таким больным чаще нужен стационар…
Голландские коллеги провели исследование у 2 групп детей с онкологическим диагнозом. Оказалось, 4 пациента из 5 выживали, если у них был нормальный нутритивный статус; и только 3 пациента из 5 оставались в живых, если он у них был нарушен. Получается 1 из 5 пациентов умирает не от рака, а от осложнений лечения, обусловленных недостаточностью питания? То есть пациент может умереть от голода в 21-м веке!
А вот другое исследование – американские онкологи сравнивали результаты лечения у взрослых пациентов с миелоидным лейкозом. То же самое – 20% пациентов погибали при недостаточном питание. Многие годы ученые работают над тем, чтобы при помощи новых инновационных подходов – и диагностических, и лечебных – поднять выживаемость на эти 20%. И на всемирных онкологических конгрессах зал встает, рукоплеская коллегам за эти 20% спасенных жизней. Но получается, те же 20% легко потерять за счет неадекватного питания? Стало понятно, что иногда правильнее чуть отсрочить операцию, но интенсивно заняться подготовкой больного с точки зрения нутритивного статуса. Результат – количество осложнений меньше, длительность госпитализации короче.
Алгоритм работы нового сервиса
Говорит организатор нового сайта Юлия Костина, исполнительный директор компании «Нутриция Эдванс» в России и СНГ: «Сейчас активно развивается дистанционное наблюдение пациентов, оказываются телемедицинские услуги, и стало намного проще следить за состоянием пациентов не только в стационарных условиях, но и в амбулаторных. Стало понятно, что содержать пациента и восстанавливать его после лечения в домашних условиях экономически выгодно государству. В России есть система реабилитации пациентов, но пока она больше работает в стационарном звене. Если говорить про реабилитацию дома, то пока такой модели нет, и нутритивная поддержка в нее не включена. А ведь она действительно является базовым элементом системы реабилитации.
В России наш проект действует только в Москве, его запустили в сентябре этого года. В следующем году пойдем в регионы. Алгоритм работы сервиса такой. После того, как пациент выписался из больницы, его задача – зайти на сайт либо позвонить по телефону горячей линии. Дальше оператор переводит его на партнерские клиники: для взрослых –– московская клиника «К+31», для детей – центр Дмитрия Рогачева. Пациент обеспечивается бесплатной консультацией специалиста. Врач может выехать на дом, либо пациент сам приезжает за консультацией в клинику. Если нутритивная поддержка действительно требуется, то доктор назначает курс питания, и на сайте оформляется заказ на специализированное питание. Доставка его бесплатная. И дальше уже продолжается курс терапии на дому. Всю подробную информацию вы сможете посмотреть, зайдя на сайт.
К сожалению, пока пациент должен сам оплатить курс питания. Конечно, мечта всех больных и врачей, чтобы это было бесплатно, как в других странах. Я бы хотела познакомить вас с опытом компании «Нутриция Эдванс». В Великобритании эта система начала функционировать с 1995 года. Лечебное питание полностью обеспечивается государством, и специализированное питание там в основном зондовое. В Голландии лечебное питание на 100 процентов финансируется страховыми компаниями. Это что-то типа российского ДМС. Пациент без дополнительных трат получает нутритивную поддержку. И здесь уже присутствует не только зондовое питание, но и пероральное.
Основная проблема у родителей российских детей, больных онкологией, связана с тем, что они бы рады приобрести лечебное питание, но им не по карману эти покупки, а государство не помогает. Большая часть детей с злокачественными новообразованиями проживают в регионах. Средняя пенсия ребенка-инвалида в России сейчас 12 432 рубля 44 копейки (меньше 200 долларов). А семье нужно как минимум 18 тысяч рублей в месяц, чтобы купить смеси в необходимом количестве. Как правило, мама ребенка-инвалида не работает. К тому же в регионах с работой плохо, а таких мам стараются как можно быстрее со службы вытеснить (работодателю не нужны сотрудники, которым полагается еще один дополнительный выходной в неделю). Поэтому так важны субсидии государства. Тем более, что лечебное питание нужно не на всю жизнь, а на какое-то определенное количество месяцев или лет. Мы бы очень хотели к 2020 году получить 100%-ное финансирование государством или хотя бы софинансирование зондового и перорального питания».
У перорального питания широкая линейка вкусов на любое предпочтение – клубника, ваниль, персик-манго, есть нейтральный вкус…. Когда онкологические больные проходят агрессивную химиолучевую терапию, у многих пациентов меняются вкусовые привычки, появляется вкусовая «усталость», поэтому созданы разные продукты, чтобы можно было их чередовать. Курс приема смесей достаточно длительный и постоянно употреблять в пищу один и тот же вкус человеку не хочется. Есть также питание с повышенным содержанием белка, есть питание с меньшим количеством белка. Уже в первом квартале следующего года появятся 3 новых вкуса, которые разработаны специально для пациентов онкологического профиля с вкусовой инверсией. Часто у таких больных появляются сухость и жжение во рту. И специальные вкусы – охлаждающий (с ментолом), согревающий и нейтральный – действительно помогут больным. Большинство пациентов предпочитает смеси с максимально нейтральным вкусом, лишь иногда они разнообразят меню продуктами с вкусом клубниками, шоколада, кофе...
Все эти смеси абсолютно гарантированного качества и безопасности, они производятся по стандартам GMP. И существенно отличаются от того, что могут готовить сами родственники из подспудных продуктов в блендере. Они сбалансированы по составу белков, жиров и углеводов, витаминов и микроэлементов. И, конечно, готовые продукты существенно упрощают уход за больным.